?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Клинч по-европейски

Оригинал взят у politnotes в Клинч по-европейски
То, что предполагалось две недели назад, сейчас уже можно констатировать с полной уверенностью - очередной раунд торга за большую сделку РФ с ЕС окончился безрезультатно.

Изначально франко-немецкий план под кодовым названием "А давай, Петя Шарик, мы тебя продадим", был нацелен на то, чтобы за счёт некоторых уступок в урегулировании конфликта в Новороссии, добиться принятия Москвой европейского торгового режима, воплощённого в подхваченном лозунге об общем пространстве от Лиссабона до Владивостока. Но в ходе реализации он наткнулся на упорное сопротивление "младоевропейцев" и укрохунты, которым даже эти незначительные и чисто символические уступки "для сохранения морды лица крысы" представляются чрезмерными. В итоге, как показали итоги саммита укра-ЕС, многие наработки последних недель на этом пути оказались невостребованными.


Во-первых, как ни старались высшие чины Берлина и Парижа убедить общественность в том, что у российской армии планов наступление на укру никогда и быть не могло, и никаких войск РФ в Новороссии видом не видывали, в совместном заявлении саммита всё равно значится пункт о "явных нарушениях суверенитета и территориальной целостности Украины в результате актов агрессии со стороны российских вооруженных сил, начиная с марта 2014 года". Съехать с темы и выскользнуть из капкана агрессивной риторики последних месяцев просто так не удалось.

Во-вторых, несмотря на то, что в рамках нормандской четвёрки договорились использовать для размещения миротворцев мандат ООН с приличествующим политическим решением СовБеза, Евросоюз с подачи, как я понимаю, Туска дал старт оценочной миссии, которая должна рассмотреть необходимость и возможность отправки миссии ЕС. Не факт, что она окончится принятием положительного решения, но как сигнал о готовности обойтись без СБ ООН и рычаг давления на Москву это довольно эффективный шаг в русле излюбленной тактики брюссельской дипломатии "либо принимайте наши условия, либо не участвуйте в процессе".

Тут нужно отметить, что отмахиваться от вероятности направления миссии ЕС только лишь на том основании, что Париж с Берлином этого не очень жаждут, не стоит. ЕС это такой бюрократический зверь, в котором, если какая-то инициатива вброшена, поддержана кругом государств-членов и подхвачена Еврокомиссией, она так или иначе найдёт какое-то воплощение. Случаев категорического применения права вето в ЕС не так уж много, у них царит культура консенсуса, где каждого нужно хоть немного, но уважить, потому как завтра нужна будет поддержка для собственных проектов. Да, они могут размыть содержание этой инициативы до неузнаваемости, или в крайнем случае отказаться принимать согласованное решение и передать на национальный уровень. Однако, если процесс запущен, он практически неизбежно приведёт пусть к половинчатому и промежуточному, но результату.

В-третьих, отсутствие упоминания об экономических обязательствах Берлина и Парижа по Минску-2 и отказ рассматривать вопрос выделения средств на восстановление Донбасса. Как ни убивался главстерх на прямой линии о необходимости восстановить экономические связи, ЕС его в этом не поддержал. А ведь он упомянул её первым пунктом, отвечая на вопрос о признании Новороссии. Мол, сейчас самое важное экономика. Что в переводе означало "вы хоть денег нам подбросьте на содержание этого руссогетто, раз не хотите на прямой диалог идти". Но нет, и здесь прокатили, изверги.

В-четвёртых, в вопросе об ассоциации и ЗСТ никакого прогресса достичь не удалось. Трёхсторонние консультации 20-21 апреля (о которых российская пресса умолчала вообще) ничем вразумительным не завершились, если не сказать зашли в тупик. Примечательно, что российская сторона не придумала ничего более находчивого, чем просить о новой годичной отсрочке введения в действие ЗСТ между укрой и ЕС. Не понимаю, зачем было так настойчиво добиваться трёхсторонних консультаций, чтобы выходить на них с предложением об очередной отсрочке?Это просто вершина дипломатического искусства, надо признать. Или в Москве рассуждают в духе "ну в этот год мы укру экономически додушить не успели, нам ещё один год нужен"? А как же поддержка экономики братского народа, или в МИДе не слушали прямую линию Путина?

Интересно, Путин после этого будет возвращаться к риторике о защите внутреннего рынка и выкидывании укры из ЗСТ СНГ после вступления в силу ЗСТ с ЕС? Или братская поддержка возобладает? Если так, то это, конечно, будет ещё одним наглядным свидетельством поражения РФ, но нам уже к ним не привыкать.

Ну и в-пятых, в самом сакральном для себя вопросе Москва получила открытый плевок в лицо. Нет, я не о Крыме (хотя и там плевок смачный), я о газе и новом антимонопольном разбирательстве против Газпрома. Тут и комментировать ничего не надо. Европейцы открыто смеются над угрозами о прекращении транзита через укроГТС после 2019 года и блефом с Турецким потоком.

В общем, подводя итог, франко-немецкий план полной поддержки Евросоюза не получил. Берлин и Париж намеревались хотя бы бросить кость Путину, создать видимость реализации минских соглашений, чтобы остаться в его пределах и не дать повода для новой эскалации. Как я понимаю, после того, как поправки к закону о самоуправлении были проглочены, такой костью оставалось восстановление экономических связей и создание подгрупп в рамках Контактной группы. Если в ближайшее время подвижек в этих вопросах не будет, можно ожидать новой эскалации, которая очень не нужна Меркель, пообещавшей Бараку обделать всё без лишнего обострения, но против которой она может только угрожать продлением и усилением санкций. Но санкции это кнут, а кнут без пряника - средство малодейственное. Но пшеки со товарищи лишают Ангелу последнего пряника, которым она гипотетически может загнать главкрысу в угол.

Минские договорённости рассыпаются на глазах, и не случайно именно в день саммита укра-ЕС Путин в срочном порядке меняет представителя РФ в Контактной группе. Пока сложно понять, означает ли это изменение всей стратегии в урегулировании конфликта или хотя бы отстранение провалившейся команды, но ясно одно - ставка на полюбовную сделку с партнёром Петей не сработала и окончательно снимается со стола. Со свином уже не будут миндальничать.

Во что это выльется, ещё до конца не очевидно. Но с точки зрения договороспособности нормандский формат себя однозначно исчерпал.

Скорее всего, именно из-за этого обстоятельства на прошлой неделе активизировались вбросы о возможном подключении к переговорному процессу американцев. С ними вообще ситуация выглядит довольно туманно - с одной стороны, сразу после нашумевшего интервью Лаврова 22 апреля, в котором он исполнял феерический дипломатический тверк перед Западом, состоялся его телефонный разговор с Керри, где даже, по сообщению МИДа, обсудили график возможных дальнейших контактов. В переводе это означает, что РФ поманили морковкой восстановления политического диалога, что весьма неожиданно в текущих условиях. С другой, на следующий день после этого сменщица Псаки не менее неожиданно заявляет о фактах, подтверждающих присутствие российских войск в Новороссии. А с третьей, на этой неделе в Вашингтон срочно летит Кличко и встречается с Байденом и Нуланд... Вы знаете много случаев, когда заурядные мэры городов принимались вице-президентом США?

То, что об инвестициях и других общегосударственных вопросах, стали открыто говорить с Кличко наталкивает на мысль о том, что Штаты реально нацелились на укрепление Пети и рассматривают кандидатуру потенциального нового премьера вместо проворовавшегося Сени. Хотя Сеню я бы со счетов не сбрасывала - его не так просто выкинуть, даже пиндосам. Но даже в этом случае зачем Вашингтону понадобился сдувшийся по всем рейтингам тупой клоун Кличко? Непонятно.

Итак, политический процесс однозначно зашёл в тупик, но разрешится ли он новой эскалацией уже сейчас, или к визиту Меркель в Москву 10 мая предпримут ещё одну попытку договориться, сказать трудно.